Зачем мотоциклу гусеница?

текст: Шандор Штец ( EnduroTours Закарпатье )

ЧТОБ КУПИТЬ ГУСЕНИЧНУЮ СИСТЕМУ ATTRAX – ОБРАЩАЙТЕСЬ по тел: +380677528555 или пишите: motokarpaty@gmail.com

ТЕСТ-ДРАЙВ ГУСЕНИЧНОГО МОТОЦИКЛА

При одном только беглом взгляде на гусеничную технику, будь это военная или строительная, сразу понятно, для чего она предназначена и даже ни малейшего сомнения не возникает в ее феноменальной проходимости.

Теперь, представьте себе, что подобная система внедрена на мотоцикле.

Ну, это уже из области фантастики, скажете вы.

Оказывается, совсем нет, подобные системы внедряли еще на мотоциклах второй мировой. Только тогда эта система представляла собой громоздкую и тяжеленную штуковину, которая больше напоминала танк.

На сегодняшний день, изобретено и есть в продаже много гусеничных систем, адаптированных для эндуро.

Это, своего рода, попытка превратить мотоцикл в снегоход, чем в средство максимальной проходимости. Хотя, если акцент поставить на последнем, то полученные результаты, могут превзойти все, даже самые смелые ожидания. Наверно, инженеры и сами понимали, что из мотоцикла никогда не сделать полноценный снегоход, но то, что они сделали в некоторых своих показателях, его даже превосходит.

Снегоход, благодаря длинной и широкой гусенице, имеет большее пятно контакта со снегом и значительно меньшее удельное давление на единицу площади, благодаря чему, он может легче тронуться с места и ездить в глубоком снегу.

Мотогусеница-же, короче и уже, что не дает ей возможность соперничать со снегоходом в глубоком снегу, но зато, благодаря именно меньшим ее размерам, гусеничный мотоцикл гораздо маневреннее снегохода. Совершать маневры на гусеничном мотоцикле можно, практически ложась в поворот, а возможность легко двигаться вдоль крутого склона (траверсом), сильно накренив его и не боясь при этом перевернуться, делает его гораздо проходимее на сложном рельефе.

Ну, кто сказал, что мотоцикл нужно превратить в снегоход?

гусеничный мотоциклНа мой взгляд гораздо важнее, его универсальность и возможность эксплуатации в разные времена года и при любых погодных условиях. Не нужно забывать, что зима, как мы ее привыкли представлять (мороз и искрящийся снег) – это всего одна треть зимнего сезона. А большая ее часть – это переходной период.

И возможность передвижения в межсезонье по разным покрытиям, где снежный покров часто сменяется открытыми участками грунта, обледеневшими участками и даже болотистыми, требуют соответствующую технику.

Это и есть настоящее эндуро, когда мы можем ездить в реальных природных условиях и в любое время года.

Но, к сожалению, не все гусеничные системы для мотоциклов могут справиться с такой задачей.

Почему-же?

Здесь я должен немного остановиться на особенностях конструкции гусеничных систем.

В гусеничной подвеске используют две основные системы- это роликовая и склизовая. В основу подвески практически всех современных снегоходов вошла склизовая система. Она оправдана в использовании на снегоходах из-за своей легкой и прочной конструкции. Но она предназначена исключительно для использования в снегу, так-как склизы- это легкосплавные лыжи по которым скользит гусеница, требуют постоянной смазки снегом, дабы не разрушаться. Только из этого, уже следует то, что на современном снегоходе нежелательно съезжать со снега, и совершать длительные прохваты на укатанном снегу.

Такие-же системы использованы в некоторых мотогусеницах, что сильно сужает их область применения.

гусеница для мотоциклаВторая система-это роликовая, ее использовали в отечественных и зарубежных снегоходах ранее. В этой конструкции гусеница бежит по роликам, которые расположены по всей ее внутренней поверхности. Эти снегоходы могли использоваться в более широком спектре. Видимо, в те года от снегоходов ожидали гораздо большего, чем просто снегоход )) По своему принципу такие-же системы используются в боевой и строительной технике и по сегодняшний день. Принципиальное ее отличие в том, что она может ездить как в снегу так и без него.

И еще, один важный момент, который я упоминал, но не обратил на него должного внимания – это лед. Не нужно сразу представлять себе, как вы проезжаете через замерзший пруд или речку, ледяных участков и без того будет хватать у вас на пути. Это замерзшие лужи и ручейки, подтаявшие и вновь замерзшие участки снега, укатанный до ледяного состояния снег.

Ехать на подобной субстанции на резиновых гусеницах так-же, как и на обычных колесах, просто невозможно.

Вот здесь-то и возникает острая необходимость в металлических шипах!

Теперь, спросите вы меня, а на каких гусеничных системах для мотоциклов, которые имеются в продаже, есть шипы?

Да ни на каких их нет! А почему?

Видимо, разработчики этих гусениц не катаются на эндуро в реальном мире.

Всего одна гусеничная система, которую мы с успехом используем в наших эндуро турах, наиболее близка к идеалу, хотя и она с конвейера идет без шипов (благо без проблем поддается ошиповке, из-за развитого широкого протектора на гусенице и правильной системы привода).

шипованная гусеницаПриобретя эту систему, и покатавшись на ней в реальных эндурных условиях без шипов, буквально хотелось плакать, но совсем не от счастья . Единственным утешением служила цена комплекта, которая раза в три ниже аналогичных. После долгих размышлений, методом проб и ошибок, наконец-то удалось ее ошиповать, естественно, своими силами. После этого, гусеницу, как-будто подменили. Она стала проезжать практически везде, ее перестало кидать из стороны в сторону, она может даже карабкаться, по отшлифованному до блеска лыжниками, ледяному склону, как альпинисты в «кошках». Причем, шипы ей не мешают даже в межсезонье, она лучше держит прямую на грунте, великолепно проезжает лежащие ветки и корни деревьев, под любыми углами и пристойно едет даже на камнях. И при этом, движение совсем не напрягает, иногда даже забываешься, что сзади установлена гусеница.

Теперь, представьте ваше состояние, когда вы купите дорогущую гусеничную систему и свалитесь в повороте, на первой же попавшейся на вашем пути замерзшей луже, где легко пройдет эндурист, на ошипованных колесах… Вы ему конечно покажете, как нужно ездить в снегу, но этим все и кончится.

Так что, для эндурного использования, гусеница без шипов совсем не пригодна, так-же, как использование лыжи, вместо переднего колеса.

Переднее колесо будет разумным обуть в шиповку (только она должна быть злой, на подобии той, что используют в спидвее, длина шипа минимум 2см) иначе не сможете использовать, в полной мере, возможности вашей гусеницы. С такими шипами, вы сможете гораздо легче управлять мотоциклом в относительно глубоком снегу. И не лишитесь передних тормозов, как в случае с передней лыжей. А на крутых спусках, поверьте мне, передние тормоза совсем не покажутся вам лишними.

И еще, совсем немного расскажу о некоторых эксплуатационных особенностях гусеничных систем.

мотошиповкаВ той системе, которую используем мы, оба штатных колеса мотоцикла остаются на своих местах. Благодаря этому, прочность всей системы остается на прежнем уровне. И удары о подвеску, по-прежнему, первыми принимают на себя колеса мотоцикла, в крепкости которых, сомневаться не приходится.

Что будет с лыжей или роликами, которые первыми встретятся с оголенным камнем, можно только гадать и надеяться на лучшее.

А при движении по ущелью, где встречаются ступенчатые пороги, на системе с лыжей и передним гусеничным роликом с размером, как у бокового страховочного колесика детского велосипеда, который встречает лобовой удар об ступеньку, просто не представляю. А ведь, при езде на эндуро, такое встречается сплошь и рядом.

Не говоря уже о сохранении устойчивости мотоцикла на ходу. Вращающиеся штатные колеса мотоцикла (там, где они остались)), создают эффект гироскопа. Чтоб это понять, нужно только взяться двумя руками за ось велосипедного колеса, покрутить его и попробовать сместить ось в поперечной плоскости. Чем быстрее будет крутиться колесо (гироскоп), тем сложнее будет вам это сделать. За счет этого эффекта, мотоцикл, собственно и сохраняет свою устойчивость. А вот, в гусеничных системах, где колеса и вовсе убрали, как вы понимаете, устойчивостью нас не балуют ))

Реальные условия передвижения на эндуро даже зимой, требуют нечто большее, чем просто аналог снегохода. Это разумный компромисс между колесом и гусеницей.

А скорее, два в одном!

Размещение в других источниках, возможно только ссылаясь на автора и первоисточник http://www.enduro-tours.com.ua/