ДЖИП ИЛИ ЭНДУРО ?

текст: Шандор Штец ( EnduroTours Закарпатье )

джип мотоцикл эндуроЧто лучше подойдет для off road рейдов, джип или эндуро? Каждый из этих транспортных средств имеет полное право на существование, раз уж люди их покупают. Вы когда то задумывались над тем, почему в СНГ можно встретить на дорогах такое количество джипов? Однажды, мой знакомый из Европы задал мне этот вопрос и добавил: -что у вас так много фермеров в стране? На это, я растерялся и не знал сразу, что ему ответить. Сказал только, что у нас любят эти машины. Потому, что никаким логичным объяснением я ему не мог ответить. Позже задумался над этим вопросом, и действительно, аргументов в пользу приобретения джипа оказалось маловато. Скажете, мол дороги у нас плохие? А кто сказал, что по этим дорогам не ездят на любом другом автомобиле. А ведь ездят, даже на спорт купе умудряются как то проехать. Может, джипники народ особый и все они живут в труднодоступных местах, куда могут добраться только на таком автомобиле? Навряд ли, скорее всего, в таких местах живут именно владельцы автомобилей попроще. Может управлять джипом проще другого автомобиля? Может на бездорожье да, ну кто же туда на них ездит. По статистике большинство джипов практически не съезжают с асфальта.

А вот в городе, где преимущественно на них и ездят, навряд ли управляемость такой махины будет на высоте. Не говоря уж про головную боль, которую водитель джипа испытывает при проезде по узким улочкам, нафаршированным припаркованными автомобилями, все этого же города. Тогда может динамика разгона этих машин впечатляет? Ну, если поставить движок от фуры в 400 лошадок может и впечатлит. Но тогда и платить за израсходованное топливо будем как фура, перевозя 90% времени только себя одного. Что еще я забыл: аэродинамику, лишний вес, эффективность тормозов, цены на запчасти, тех обслуживание, ну и не в последнюю очередь цены на мойку автомобиля. Тогда ответьте пожалуйста на вопрос, зачем столько мучений ради этой машины? Скорей всего тут вступает в силу какой то невидимый для всех нас фактор, который даже владельцы джипов тщательно скрывают. А может это действие рекламы, которой нас кормят каждый день: мол, этот автомобиль для настоящих мужчин! А почему тогда столько женщин за рулем джипов? Может они мечтали родиться мужчинами? Да… масса не разгаданных загадок, которыми умело пользуются рекламщики. А как вам биг борды на которых джипы изображены в загадочных местах толи на луне, толи на марсе? Что и туда на них можно? Да, реклама мощный двигатель прогресса. И благодаря этой самой рекламе, купит человек эту махину, до конца не представляя себе, зачем же она ему нужна. Поездит на ней в реальном, а не абстрактном мире воображений, почувствует, что что-то тут не так, как он себе представлял. Вроде-бы и ездить на нем не так-то просто, и заправлять нужно по чаще и еще и это, и то, могло бы быть по лучше, и в придачу, за все это хозяйство еще и деньги не малые заплатил. Вот, в этот момент и созревает у владельца внедорожника мысль проверить свой автомобиль на бездорожье, чтоб оправдать свою покупку. Но в голове, до сих пор работает реклама, где его автомобиль может ездить даже на марсе.

Он аккуратно съезжает с асфальта и направляется в до этого неизвестный ему мир без дорог. Не спеша он преодолевает препятствие за препятствием, кочки под его колесами упруго отрабатывает мускулистая подвеска джипа, преодолен первый брод. На автомобиле в первый раз, а может и в последний, включается полный привод, блокировки всех дифференциалов (меж колесных, межосевых), включается пониженная передача, всевозможные системы контроля устойчивости автомобиля, почему бы не включить если уже и так за все заплачено. С таким солидным, внедорожным пакетом он катается на близлежащем поле. Покупка оправдана !?

Хорошо, если на этом показательном тест-драйве он не встретит технику, которая действительно может справится с самым тяжелым бездорожьем и стоимостью в несколько раз дешевле стоимости джипа. Вот было бы разочарование.

Купил машину, а она ни в городе нормально ездить не может и на бездорожье только для показательного теста годится.

Пишу эту статью не для того, чтоб умничать перед теми людьми которые попали на рекламу и уже приобрели свой джип, а для того, чтоб еще раз подумали те, кто еще не сделал этот шаг.

Давайте реально рассуждать, чтоб потом не задавали нам глупых вопросов европейцы.

Хотите в городе без проблем ездить, покупайте технику, наиболее приспособленную для городской езды. Хотите ездить вне дорог, тогда покупайте технику наиболее подходящую для Off road. Помните, поистине универсальных вещей нет в природе. И пускай вам придется купить два, а то и больше транспортных средств, для удовлетворения всех ваших потребностей, что не обязательно будет дороже одной универсальной. Зато каждая сможет в полной мере выполнить поставленную перед ней задачу, для которой она была создана.

Я в свое время стоял перед подобным выбором. Уж больно хотелось приобрести джип. Хорошо, что знакомый задал мне этот вопрос и заставил немножко подумать. В итоге, я купил легковой универсал Honda HR-V, на котором в городе чувствуешь себя как рыба в воде и четырехтактный эндуро Honda XR250, которому в горах нет равных (читай статью «Honda XR250 покоритель вершин»), а остатка денег еще хватит кормить топливом и машину и мотоцикл на весь их срок службы.

А теперь, когда уже за плечами четыре года эксплуатации техники, могу уверенно сказать, что поступил в свое время очень правильно. С тех пор подтвердились факты которые я выше описал, несколько моих друзей уже успели избавиться от своих посудин.

А я, не купив бы в своё время эндуро, никогда не побывал бы в таких прекрасных местах, куда это чудо техники может доставить человека.

Наведу пример из жизни. Я очень люблю бездорожье, люблю экстрим, люблю горы, лес, воду, люблю по этому всему кататься – это мое хобби. Я, почти каждый день и зимой и летом общаюсь с природой. Зимой спускаюсь с гор на горных лыжах а летом взбираюсь туда на кроссовом мотоцикле. И сколько с тех пор я уже ни ездил по этим горным трассам, ни зимой, ни летом, нигде поблизости не встречал ни одного джипа. Ну, разве что на парковке у горнолыжного спуска, но там с таким же успехом стоят и обычные легковушки. Нет вру, был один разок, по моему на Patrol-e у подножья горы, я чуть не влетел в него на мотоцикле выезжая из за поворота. Не привык, все таки, видеть машину в лесу. Хорошо, что он плелся как черепаха. Я остановился разглядеть машину, новенький Patrol – огромные колеса, цельные мосты сзади, спереди, думаю, всевозможные внедорожные навороты типа Уаз-ик, но есть одно но, краска на автомобиле огнем горит, вся блестит. Доехал он до кустарников и решил лучше развернуться. Думаю, у него бы сердце не выдержало контакта с первым кустом шиповника.

Вот вам и один из самых серьезных джипов, создатели которого до сегодняшнего дня чтят внедорожные традиции компании, спасовал перед кустиком шиповника. А ведь на реальной, не построенной для показательного теста очередного внедорожника трассе, одними кустиками не отделаешься. Пусть даже вы человек с безразмерным кошельком и можете себе позволить такую игрушку юзать по лесам и горам, мир конечно не без таких людей. Все равно, ваши реальные возможности на этой посудине составят процентов 10 от реальных возможностей на трассе.

Реально это будет выглядеть так: заедете вы в лес на 10%, а 90% пройдете пешком. В этом нет ничего удивительного, просто ваши возможности ограничены.

  1. габаритами автомобиля, не будете же вы вырубать или валить как танк все деревья, стоящие у вас на пути.
  2. клиренсом автомобиля, который пусть будет хоть пол метра, все равно найдется у вас на пути колея, где сможет проехать только трактор.
  3. и максимальным углом крена, от чего машинка валится на бок, что как известно для машин с высоким центром тяжести и такой будкой на раме весьма скромен.

На эндуро все эти ограничения отсутствуют в принципе. Он может проехать между деревьев, он может передвигаться между колеями прорытыми трактором, а может и в колее проехать. И с геометрической проходимостью у него все в порядке, на эндуро можно проезжать крупные глыбы, а можно их и объехать. С углом крена тут тоже никаких проблем не возникает, ты его кренишь так под собой, как тебе угодно, можешь хоть уронить, и после этого самостоятельно вернуть его в исходное положение. С машинкой это не получиться.

А дистанция, которую может пройти за световой день на Off road эндуро, и тот же джип будет отличаться в несколько раз, в пользу эндуро. Я однажды спускался за ЗИЛ 131 м, это было что то, с чем то. Никогда не видел, чтоб так кренило машину, было страшно смотреть, как изгибался его кузов в поворотах, он двигался со средней скоростью 3-5 км/час, пешком быстрей. Думаю, не нужно упоминать, что по этой трассе никакой джип не проедет.

А если зайдет речь про количество топлива, необходимого на преодоление дистанции за световой день, то, то количество топлива, которое смогут забрать с собой в заводских баках мотоцикл и джип, для эндуро хватит и еще останется, а в джипе нужно будет еще захватить с собой канистрочку, которая, как понимаете, сама по себе в два раза больше объема бака эндуро.

А про аммортизацию и техничку лучше вообще не думать. Даже для эксплуатации эндуро в условиях бездорожья нельзя упускать вопрос, во сколько же обходится владельцу 1км пройденного пути. Учитывая первоначальную стоимость техники, затраты на постановку на учет, страховые взносы, первоначальные затраты на дооснащение мотоцикла, покупку расходников, затраты на тех обслуживание, закупку износившихся или поврежденных деталей и затраты на те же горюче смазочные материалы. Так, что эксплуатация даже этой легкой техники на бездорожье, влетает владельцу в копеечку.

Как это будет выглядеть в случае с тяжелым джипом, можно себе представить: первоначальная стоимость сами понимаете, будет в несколько раз выше и так все остальное. А с ремонтом подобной техники, при такой эксплуатации придется заниматься постоянно. И при таких существенно разных показателях затрат, вы сможете побывать на эндуро где захотите, при этом затративши на дорогу значительно меньше времени.

Теперь ясно видно, кто из двух претендентов явный лидер на бездорожье, джип или эндуро. Итак: эндуро явный фаворит в своем деле !

Размещение в других источниках, возможно только ссылаясь на автора и первоисточник http://www.enduro-tours.com.ua/