ЭНДУРО ЗИМОЙ

текст: Шандор Штец ( EnduroTours Закарпатье )

ЧТОБ КУПИТЬ ГУСЕНИЧНУЮ СИСТЕМУ ATTRAX – ОБРАЩАЙТЕСЬ по тел: +380677528555 или пишите: motokarpaty@gmail.com

Вот уж этот климат, никогда не знаешь, какие может преподнести сюрпризы в очередной раз.
Хотя, из года в год, эти сюрпризы мне нравятся все больше и больше…
Может, это потому, что я люблю ездить на эндуро?!
эндуро зимойНе ставши ждать сюрпризов погоды в этот раз, я решил подготовиться к зимнему сезону заблаговременно. Точнее, меня больше волновало межсезонье, когда среди солнечной и теплой осени, которая каждый год радует нас, внезапно может выпасть снег, а через несколько дней, погода восстанавливается, как ни в чем не бывало.

Такая же ситуация была у нас осенью 2009 года, когда после приятно запомнившегося мототура в 2008 году, к нам вновь приехали ребята из Самараского эндуро-клуба. Причем, они решили попасть к нам на две недели раньше, чем в прошлом сезоне, на этот раз – в середине октября. Когда на второй день после их приезда, мы выехали в тур, никто не мог даже предполагать, что кататься нам придется в снегу. Подъезжая к горам, моросящий дождь плавно перешел в мокрый снег и с каждым метром набранной нами высоты, становилось все холоднее. Взбираясь все выше и выше в горы, количество снега становилось все больше. Кто катался на мотоцикле зимой, тот знает, каково управлять байком на снегу. Только, одно дело это делать на равнине и совсем другое в горах. Езда на обычной, пускай даже кроссовой резине не дает практически никакого результата. Участок подъема, который в обычных условиях можно преодолеть за 10 минут, пятеро подготовленных мужчин терзали на протяжении 4-х часов – это можно назвать по разному, но только не ездой. Такая погода продержалась еще несколько дней и опять, как и не бывало… Кстати, ребята тогда еще были под влиянием ощущений прошлого года, когда в начале ноября, под теплыми лучами осеннего солнца, на высоте 1500м они ели с куста бруснику :)


гусеничный мотоцикл

Но, как бы не хотелось, погоду заказать невозможно! Я долго размышлял после этого случая, что можно сделать, чтоб подобные инциденты больше не случались. И, спустя год, нашел подходящее решение этой проблемы. В рамках подготовки к осенне-весеннему сезону (когда в горах уже или еще может быть снег), мы закупили гусеничные комплекты для мотоциклов канадской компании ATTRAX. Эти гусеницы легко монтируются на мотоцикл, при этом колеса мотоцикла остаются на своем привычном месте. Каждый раз, когда я выезжаю на гусеницах покататься по снегу, вспоминаю, как мы тогда осенью с парнями мучались. Будь тогда у нас эти гусеницы, мы бы наверняка прошли намеченный маршрут. Но если бы не тот случай тогда, не думаю, что я бы догадался их преобрести.
Теперь немного про зиму, если ее можно так назвать. Сегодня середина января, у нас +15… и вот так всю зиму, немного похолодания и сразу оттепель. Можно сказать, что у нас вся зима сплошное межсезонье. Глобальное потепление вносит в погоду свои неутешительные коррективы. Некоторые горнолыжные курорты Закарпатья уже забыли, когда в последний раз видели посетителей.

Зато сейчас, самое время по этим горнолыжным трассам подниматься на гусеничном мотоцикле!

Думаю, не многие из нас катались на мотоцикле с гусеницами и многим интересно, как же это на таком «монстре» можно ездить? Скажу сразу, чем сложнее условия, в которых вы будете ездить – тем легче. Ну и конечно наоборот, чем легче условия – тем сложнее. Это как на гусеничном тракторе, вы проедете туда, куда никто не сможет проехать, и в то же время, не сможете ездить там, где ездят все. У эндуро есть одна очень полезная фишка, он едет везде – может и по дорогам, а может и там, где их никогда не было.
мото в снегу

Гусеничный эндуро – это, если хотите, лимитированная версия эндуро, заряженная под сложное бездорожье. Больший контакт поверхности гусеницы с (грунтом, травой, снегом), по сравнению с колесом, дает возможность этому мотоциклу более уверенно передвигаться в сложных условиях. На тех участках бездорожья, где мне приходилось на колесах поднапрячься, на гусеницах я практически отдыхал. Очень легко на ней ехать в крутой подъем, особенно в скользкий. Точно так-же и спускаться. Она отлично ведет себя в болотистой местности. Не нужно лишний раз тянуть за ручку газа, можно просто ехать. Проезжая колею под острым углом, не нужно бояться, что заднее колесо снесет, гусеница ее проезжает, как по линейке. Один раз, случайно въехав в густой кустарник, я просто удивился, как легко смог из него выбраться. Одним словом, там где колесо будет бесполезно буксовать, гусеница на срыв и намека не подаст. Ну, и конечно, в снегу колесо гусенице не конкурент, тут нечего и сравнивать. Единственное, если грунт промерз, ее нужно ошиповать, иначе будет без толку пробуксовывать – но это отдельная тема. Такие же положительные качества, я думаю, она продемонстрирует и при езде по песку.

У гусеницы есть и свои минусы: она более громоздка по сравнению с колесом, если придется мотоцикл передвигать вручную, это будет для вас гораздо сложнее, чем без нее. Она более тихоходна, на скорости ее начинает носить из стороны в сторону. И, если вы собираетесь ездить по легкому бездорожью в активном режиме, отжечь на ней вам не получится. Еще сложней на ней ездить по камням, меньшее удельное давление на участок грунта, не дает ей хорошо зацепиться и ее просто скидывает в сторону. Вот еще одна аксиома: чем мягче грунт – тем лучше она едет, и наоборот, чем тверже – тем хуже. Но это правда только в случае с неошипованной гусеницей, с ошипованной вы сможете подняться даже по укатанному до льда горнолыжному склону, что не под силу даже снегоходу.
зимняя мото шиповка

Если зимняя езда на снегоходе больше похожа на летнюю на квадрике, то езда на гусеничном мотоцикле остается верна своим мотоциклетным традициям. На нем, не умея держать равновесие, вы так-же легко упадете на бок, как и на мотоцикле. А может и легче потому, что по скользкому покрытию ездить гораздо сложнее. Но не думайте, что ваши усилия, которые вы приложили, пройдут напрасно. Многих пугает зимняя езда на мотоцикле, многие вообще не могут себе представить, как это можно выехать на мотоцикле зимой. Да, усилий приложить нужно будет не мало. Самая, пожалуй важная составляющая зимних покатушек – это подготовка мотоцикла. Зимой в холоде, сразу вылезут наружу все дефекты и недоработки. Старый аккумулятор моментально откажется заводить ваш байк, заблаговременно не смазанные тросики станут заедать и работать еще туже, это верно и для ручки газа и всех остальных трущихся деталей вашего мотоцикла. Не обработанные специальной жидкостью тормозные механизмы, в самый неподходящий для вас момент могут отказать, а это уже небезопасно. Необходимо будет заменить свечу на более низкотемпературную и обогатить смесь. Попадание, а в итоге намерзание снега на карбюратор, тоже может причинить вам немало хлопот, поэтому необходимо его от этого тщательно защитить. Ну, и самое главное, и не менее трудоемкое занятие – это подготовка ваших шин, (гусениц) к зимним выездам. Если вы хотите себя чувствовать уверенно на снежном и обледеневшем покрытии, вам необходимо приобрести или самому ошиповать ваши колеса, (гусеницы). И, если шипованные колеса еще можно купить, (правда их цена будет соответствовать количеству затраченных вами усилий на самостоятельную ошиповку, то шипованные гусеницы вы врядли найдете. И здесь вам придется попотеть, не только в смысле ваших физических затрат на сам процесс ошиповки , но и в поисках самих шипов, которых в свободной продаже практически нет.
шиповка гусеницы

Кроме подготовки транспорта, вам придется подготовить и себя к такого рода занятиям. В первую очередь, вы должны преодолеть психологический барьер, который вам говорит, ну не зимнее же это занятие колесить на мотоцикле в такой холод. Да, одеться вам безусловно придется не так как летом и из вашей экипировки вы сможете применить практически только защиту (черепаху, наколенники, шлем) даже ваши мотоботы окажутся бессильны перед такой стихией. Я обычно, вместо мотобот, одеваю мягкие сноубордические ботинки, в них намного комфортней, а главное теплей! Можно конечно замутить с электроподогревом мотобот, но это только усложнит вашу жизнь )) После ботинок, самое важное защитить ваши руки, ведь конечности начинают охлаждаться в первую очередь. Здесь лучше всего подойдут ваши любимые горнолыжные перчатки, можно использовать и подогрев ручек и перчатки с электроподогревом, но опять-же, они в эндуро нежизнеспособны. Ну, и немаловажно подобрать такую одежду, в которой вам будет не холодно и не жарко – это не опечатка, ведь энергичный стиль езды, на относительно невысоких скоростях, сможет согреть вас в определенные моменты не хуже русской печи. Из одежды, лучше всего подойдут горнолыжные штаны и куртка и обязательно качественное термобелье, которое будет отвечать за отвод влаги из области контакта белья с вашим телом, что в свою очередь обеспечит ощущение сухости и тепла. Не нужно слишком кутаться, иначе будете еще интенсивнее потеть. Важно найти для себя тот необходимый минимум одежды, который позволит себя чувствовать комфортно. Очень важно иметь теплый подшлемник, который закрывает ваше лицо, желательно с виндблока, он поможет не отморозить вашу кожу. И второй полегче, его можно одевать когда будет теплее. Ваша маска должна быть обработана антифогом, так как в такую погоду тенденция к запотеванию возрастает.

И после всего выше описанного, вы зададите себе вопрос, да зачем все это нужно? А зачем столькие люди увлекаются зимним мотокроссом и на площадки, усеянные посетителями, можно попасть только по предварительной записи? Наверно в этом что-то есть… Регулярно, катаясь этой зимой на мотогусеницах, я пришел к выводу, что это действительно полезно. Я это чувствовал, но окончательный вывод для себя, я смог сделать только вчера, первый раз покатавшись в этом году без снега и на колесах, благо погода позволила. Я ощутил неимоверную легкость в управлении байком, которую до этого не ощущал, хотя уже катаюсь не первый год и не один день в году. Такое чувство, будто управляешь велосипедом. Постоянное внимание и молниеносная реакция, которая нужна на скользком покрытии, сделали свое благотворное дело, это явно добавило хорошую порцию опыта. Привычка кататься в холоде, вдобавок мото зимадодала морозостойкости моему организму, или, так сказать, закалки. Температура воздуха, которая раньше мне казалась предельно низкой, показалась просто летней. Хотя, был один момент, когда я уже начал жалеть, что снял гусеницы. Поднимаясь в привычном режиме по крутому склону, я вдруг останавливаюсь, а колесо продолжает крутиться на месте, зарываясь в мокрый грунт, тут – то я осознал, что гусеницы остались дома. После нескольких попыток забраться на холм, которые увенчались неудачей, мне пришлось поискать дорогу в объезд. Хотя летом, я обычно без проблем могу сюда заехать, но теперь грунт просто чавкал от избытка влаги, после таяния снега.

Безусловно, эндуро хорош как на колесах, так и на гусеницах, в зависимости от того, что нам нужно.

Но то чувство, что ты можешь кататься на своем любимом мотоцикле круглый год, только добавит уверенности в твоем байке, и в тебе самом!

Размещение в других источниках, возможно только ссылаясь на автора и первоисточник http://www.enduro-tours.com.ua/