ЭНДУРО ХАРД ИЛИ ЛАЙТ?

текст: Шандор Штец ( EnduroTours Закарпатье )

Эндуро хард или лайт?Речь в этой статье, в первую очередь, пойдет про стиль езды на эндуро, или точнее говоря, про ее характер. А характер езды, в основном, определяется характером и темпераментом самого человека, который сидит в седле мотоцикла. Так как, именно от него зависит как, куда и каким образом он будет ехать. Ну и конечно, не обойдем стороной и саму технику, которая самым лучшим образом адаптирована для того или иного стиля езды на эндуро.

В своих статьях ранее, я старался дать ответы на многие интересующие вас вопросы связанные косвенно или напрямую с эндуро. Но, данная статья должна раскрыть саму ее сущность и помочь людям, которые решили связать свою жизнь с эндуро, разобраться в себе, что же им действительно по душе.

Почему в названии статьи показаны только две крайности, почему нет золотой середины?

Просто эндуристы – это такой народ, который умеет мыслить только двумя категориями. Первая звучит так: если участок тяжело пройти, или пройти невозможно, значит это хард. А вторая – если участок прошел, значит это «фигня, легггкооо», ес-но это будет лайт ( даже, если этот участок проходится на грани своих возможностей )).

Чего-то среднего в мире эндуро просто не бывает… И поэтому тот-же самый маршрут, для двух разных людей, может быть и хард, и лайт одновременно.

эндуро - на грани возможногоВ эндуро турах нужно иметь очень грамотно построенную сеть маршрутов, так как сразу определить, что для человека будет легко преодолимо или непреодолимо сложно, сказать просто невозможно. При разработке маршрутов нужно учитывать всевозможные варианты развития событий, постоянно нужно иметь в арсенале точки отступа и в тоже время возможность для наращивания сложности. Так как люди, даже за несколько часов, могут втянуться, и схватывая все на лету, начать ездить хорошо. А могут наоборот сильно утомиться, и тогда опять придется нивелировать между двумя крайностями.

Меня часто спрашивают перед маршрутом: а какая будет сложность? Раньше я пытался что-то объяснять, но понял, что это бесполезно. Понятие сложности для каждого человека разное, а между легко и сложно, стоит очень тонкая грань. Поэтому каждый тур должен строиться на индивидуальных особенностях человека и чтоб быть интересным и приносить радость, нуждается в постоянной корректировке, или если хотите импровизации со стороны гида. Поэтому теперь у меня ответ крайне прост – сложность будет такая, какую закажете :) С небольшой оговоркой, чем лучше вы в последствии будете ездить, тем больше красот сможете увидеть.

эндуроИ все же, какие предпочтения доминируют у людей, которые приезжают к нам кататься на эндуро? Из пятилетнего опыта по проведению эндуро туров, могу сказать, что люди любят больше преодолевать и бороться, нежели просто течь по течению. Просто не интересно. Хотя возможность познания и созерцания природы в таком режиме гораздо выше. И смиряются с этим только в случае, если с ними в группе есть более слабый участник, который предоставляет им возможность просто отдыхать )).

А почему бы, не ездить в пол силы сразу, зачем выжимать из себя все соки, мы же катаемся в прекраснейших местах, а замечаем это, только по отснятому видеоролику. За три дня видим перед собой только направление, не имея при этом возможности, даже оглянуться по сторонам.

Однажды, мы встретили в горах группу пеших туристов и разговорились. Один из туристов сказал, что он бы не хотел, сломя голову пролетать сквозь эту красоту, а предпочитает в ней быть и наслаждаться ей. И на 95% он был прав, так как именно столько эндуристов приезжает к нам, чтоб ее «пролететь».

А сознавая, что если хард эндуро – это очень тяжело, а лайт – это проходимо, но на грани, тогда чтоб появилась возможность насладиться прелестями природных ландшафтов на эндуро, не только во время стоянок, но и в пути, необходимо отбросить всякую возможность присвоения той или иной категории сложности и ее оценки.

хард эндуроНеобходимо пойти другим путем, в основе которого должны стоять совершенно иные ценности, которые так заметны пешему туристу и, совершенно не заметны эндуристу. А, ведь ездить на эндуро в горах, гораздо легче, чем ходить пешком таская на себе непомерные грузы. Нужно только немного сбросить газ и сразу появится возможность оглянуться по сторонам.

Ни в коем случае, не хочу навязывать подобную точку зрения, так как понимаю, что у всех людей совершенно разный характер и амбиции. Тем более, что я как гид, готов и должен ездить, как этого хотят люди. Просто, хочу обратить внимание на то, что ездить на эндуро, можно и по-другому.

Теперь про правильный подбор самого мотоцикла. Для того, чтоб ездить вне дорог, как вам захочется, не хватит просто этого хотеть и понимать. Вам для этого нужен еще и «правильный» мотоцикл, который сможет ехать так, как вам будет нужно, в тот или иной отрезок вашего моторазвития.

эндуро - полет нормальный :)Для тех, кто только начинает осваивать азы внедорожной езды, необходим легкий и тяговитый малокубатурник со спокойным характером (под малой кубатурой подразумевается 125-250 см3). Для начала, вполне подойдет и 4-х тактная 125-ка, главное, чтоб первые шаги, которые вы сделаете вселяли в вас уверенность и не отпугнули от мотоцикла. После освоения азов и переходе на более сложные препятствия (например, затяжные крутые подъемы, сложные релъефные препятствия) вам придется пересесть, как минимум на 250-ку. Правильно подобрав соотношение зубьев ведущей и ведомой звездочек, получите аппарат, который сможет вас доставить практически везде. Ну, а когда почувствуете, что и этого вам мало, тогда ваш опыт езды уже будет на приличном уровне и следующей ступенькой для вас уже будет 450-ка. На ней, на относительно ровных участках, вы сможете ехать быстрее и более энергично, но всегда помните про то, что на этом мотоцикле, ваша безопасность будет под гораздо большей угрозой.

Но, дело не только в кубатуре. В каждой конкретной модели мотоцикла заложено что-то свое, особенное, присущее только ему. Это относится как к управляемости, так и к двигателю. Покупая мотоцикл, желательно попробовать несколько претендентов и выбрать тот, который будет вам ближе к сердцу.

эндуро Honda XR250Мы в наших турах ездим на Honda XR250 – эти мотоциклы отлично зарекомендовали себя, как для обучения начинающих, так и для более продвинутых эндуристов, которые хотят кататься в сложных горных условиях. Эти мотоциклы настолько хороши и надежны, что даже мне не хочется пересаживаться на другой аппарат. Не слезая с него уже 8-ой год, на нем до теперь можно оттачивать мастерство езды. Я не имею ввиду езду по равнине, там естественно нужны аппараты помощнее, но езда в сложных горных условиях, где избыток мощности и взрывной характер может только навредить, а небольшой расход топлива дает вам возможность не слазить с гор, хоть целый день – это согласитесь несомненный козырь в его сторону.

Ну, а если вернуться к идее мототуризма как отдыха, а не вымучивания себя и техники, этой 250-ки хватит вам с головой. И тогда, и пеший турист, с тяжеленным рюкзаком, поднимающийся в гору, покажется вам мазохистом :)

Размещение в других источниках, возможно только ссылаясь на автора и первоисточник http://www.enduro-tours.com.ua/