Безопасное вождение мотоцикла (на примере эндуро).

текст: Шандор Штец ( EnduroTours Закарпатье )

Безопасное вождение мотоциклаЗачастую, прежде чем обуздать железного коня, мало кто серьезно задумывается над обеспечением безопасности в надлежащей мере, а ведь от этого зависит самое ценное, что есть у нас – это наша жизнь и здоровье. А весь кайф, который мы ощущаем при общении с мотоциклом, может обернуться просто обломом, не соблюдая меры по обеспечению безопасности (если забить на безопасность…)

Я не буду ниже описывать банальные случаи, как по глупости умирают и калечатся мотоциклисты. Про все это уже написано и служит мощнейшей антирекламой мото-техники, на этих слухах выросло не одно поколение. Мозги людей буквально пропитаны негативом к двухколесной технике. Вся проблема исходит еще с 70-х годов, когда главный акцент по обеспечению безопасности дорожного движения, был перемещен в плоскость пассивной безопасности (т.е. ослаблению тяжести и последствий ДТП, а не их устранению), при усовершенствовании которой мотоцикл не мог поспорить с более защищенной четырехколесной техникой. На сегодняшний день в автомобилестроении действительно достигли огромных результатов в области пассивной безопасности водителя и пассажиров. Люди в автомобиле сидят в надежно защищенной капсуле, которая дает им не только реальную безопасность при ДТП, но и прививает ощущение большей уверенности в своей безопасности в процессе езды, которая в свою очередь приводит к обратному процессу и влечет за собой ухудшение активной безопасности.

Может, если бы в 70-х годах главный акцент был поставлен на активную безопасность, не было бы такой аварийности на дорогах и такого негатива к мотоциклам.

На сегодняшний день невозможно сравнивать уровень пассивной безопасности автомобилиста и байкера. Находясь на дороге рядом, мы находимся в неравных условиях по обеспечению безопасности из-за огромного разрыва, к которому привел технический прогресс (простым текстом – то, что может себе позволить автомобилист никак не позволительно байкеру, чтоб обеспечить свою безопасность в равных условиях).

Слава Богу, что нам не нужно изобретать машину времени, чтоб вернуться и исправить ситуацию с нашей (мотоциклетной) безопасностью. Даже на сегодняшний день есть возможность наслаждаться управлением мотоцикла в полной безопасности (но об этом ниже).

Сначала рассмотрим все необходимые аспекты обеспечения мотоциклетной безопасности.Как уже упоминалось раньше, есть два основных вида обеспечения безопасности – это активный и пассивный.

Активная безопасность – это совокупность мер, принятие которых дает возможность избежать ДТП.

Пассивная безопасность – это меры по ослаблению тяжести и последствий уже произошедшего ДТП.

Активная безопасность зависит от таких основных факторов как:

-эксплуатационные качества мотоцикла;

-мастерство райдера (человеческий фактор);

-знание правил дорожного движения (при движении в транспортном потоке);

-внешние факторы (дорожные условия, климатические и погодные условия, время суток и т.д.);

-ограничение скорости.

Каждый из этих факторов тесно связан между собой. Рассмотрим их подробнее:

-эксплуатационные качества мотоцикла: сюда входит конструкция мотоцикла, его техническое состояние, динамические и мощностные характеристикики, эффективное замедление, хорошая управляемость, эргономика управления, надежность и долговечность узлов и агрегатов и т.д;

-мастерство райдера – это его умение управлять мотоциклом, начиная от рутинного владения всеми рычагами управления мотоцикла, владения техникой езды на мотоцикле, адекватной оценки дорожных условий и т.д;

-знание правил дорожного движения – освоение курса ПДД в теории и на практике;

-внешние факторы – это дорожные условия, климатические и погодные условия, время суток, итд влияющие на активную безопасность райдера;

-ограничение скорости – это один из основных факторов, напрямую влияющих на повышение активной безопасности во время движения.

Пассивная безопасность для мотоциклиста – это в основном правильная подборка мото экипировки. Есть, конечно, крайности на примере воздушной подушки безопасности, разработанной компанией Honda, но первостепенной будет конечно экипировка (про это тоже ниже).

Вернемся к «машине времени», конечно, это звучит немного странно, но мы действительно можем контролировать свою безопасность как байкера в большей степени, чем нам на это отвели возможность в наши дни. Трудно себе представить, что есть возможность наслаждаться управлением мотоцикла, при которой наша безопасность будет зависеть только от нас самих и при этом свободно передвигаться на площадях, в тысячи раз превышающих сферу массового обитания автомобильного транспорта. Нет, мы не вернемся во времени со своим железным конем, как это сделал герой фантастического фильма «Назад в будущее», мы просто пересядем на эндуро!

На эндуро, байкер получает безграничные возможности и свободу передвижения. Пересев на эндуро, человек как будто попадает в другое измерение, до этого неведомое и большинству никогда не подвластное. Человек, который ездит на эндуро, мыслит совсем другими категориями. Он знает местность, на которой ездит, в полном объеме. Для него не существует дорог, по которым передвигаются из пункта А в пункт Б в ограниченном пространстве.

Эндуро – это школа, в которой байкер осваивает целый комплекс дисциплин:

- высокий уровень мастерства вождения мотоцикла, который повышается из года в год и всегда найдется что-то новое, что можно будет освоить или закрепить на практике;

- знание техники (при езде по пересеченной местности, вдалеке от основных дорог, необходимо уметь подручными способами починить технику при ее выходе из строя).

- умение ориентироваться на местности (приобретается при входе в «другое измерение»);

- необходимо иметь качества руководителя, быстро и правильно принимать решения;

- иметь чувство меры.

А теперь про безопасность на эндуро. Если все вышеперечисленные факторы безопасности отнести к эндуро, то кто-то может подумать, что безопасней будет ездить на дорогах общего пользования – среди машин, но это не совсем так.Тут срабатывает фактор незнакомой обстановки. Дороги многим более привычны, поэтому и кажется, что на них безопасней, но кто соблюдает меры по обеспечению безопасности вне дорог, подтвердит обратное.

Если рассмотреть факторы, влияющие на активную безопасность через призму эндуро, тогда взаимосвязь между ними станет еще более тесной, а требования более высокими.

Во-первых, эксплуатационные качества эндуро должны в полной мере соответствовать поставленной задаче. Конструкция мотоцикла должна оптимально подходить для передвижения по пересеченной местности. Техническое состояние мотоцикла должно быть хорошим, а узлы и агрегаты должны быть надежными и долговечными. Мотоцикл должен обладать низким весом и необходимой мощностью для преодоления препятствий. Управляемость и эргономика управления должны быть на высоте, чтоб райдер смог одинаково хорошо управлять байком как сидя, так и стоя в любых условиях. Очень важен подбор шин на эндуро. От того какие шины будут установлены на вашем мотоцикле, от рисунка и глубины протектора на них, напрямую будет зависеть ваша безопасность. Причем, это настолько важный момент, что выехав первый раз на бездорожье в неподходящей резине, можно отбить у вас охоту выезжать навсегда. Я уже писал в своих статьях и раньше про Honda XR250 – это один из лучших эндуро по своим эксплуатационным качествам для мотопутешествий и обучению езды вне дорог.

Во-вторых, мастерство райдера при езде вне дорог, а особенно в горной местности совершенствуется постоянно, причем, всегда есть что-то новое, что можно для себя почерпнуть. Даже после нескольких дней езды на эндуро, человек ощущает существенное развитие своего мастерства. Это связано с тем, что с каждым разом, постоянно наростает сложность элементов управления, которые необходимо освоить. И при обратном ходе, упрощении этих элементов, райдер ощущает облегчение и лучший контроль над байком. Поэтому для эндуро не столь важна скорость, которая сама по себе есть важнейшим фактором обеспечения безопасности. Вне дорог найдется масса препятствий, преодоление которых даже на низких скоростях будет нелегкой задачей.

В-третьих, от внешних факторов во многом зависит ваша безопасность. Важнейшее значение имеет адекватная реакция на качество грунта под колесами. От того, на чем вы едете, зависит, как это надо делать, причем качество покрытия может постоянно меняться. Погодные условия тоже могут как облегчить, так и усложнить вашу задачу. В темное время суток намного сложней передвигаться по пересеченной местности.

И, важнейший фактор обеспечения активной безопасности, который сможет вас уберечь от многих неприятностей – это скоростной режим. Скорость необходимо всегда подбирать так, чтоб чувствовать себя в полной безопасности. Правильный подбор скорости, постепенное усложнение элементов управления на разных покрытиях с чередованием упрощения этих элементов – залог безопасного обучения технике езды на эндуро.

Кроме всего прочего, нужно быть готовым к возможным падениям. Одно может утешить любителей мотопутешествий на эндуро, что возможные падения будут на малых скоростях. Для того, чтоб эффективно защититься в подобной ситуации, нам на помощь приходят пассивные методы защиты. При падениях на малых скоростях, достаточную защиту сможет сослужить правильно подобранная мотоэкипировка. Для эндуро – это правильно подогнанный и хорошо вентилируемый шлем, желательно использовать кроссовые мотоботы, чтоб максимально защитить голеностоп, обязательно одевать наколенники. Сверху одевать черепаху, она максимально сможет защитить ваш позвоночник, локтевой сустав, плечи и предплечье, грудь и ключицу. В штанах должна быть вшита защита тазобедренного сустава. Глаза защищать маской, на руки одевать перчатки со встроенной защитой. Все это необходимо одевать для защиты от возможных травм при падениях или ударах на ходу. Не лишним будет, при приобретении мото экипировки , подумать про покупку мотоодежды, которая отвечает за ваш комфорт и также влияет на вашу активную безопасность: это минимум дождевик, но также можно приобрести термобелье, открытый и закрытый подшлемник. На весну и осень лучше иметь раздельный костюм из мембранной ткани, в которой не промокнешь и не запаришься. Для обработки маски в дождливую погоду, надо иметь «антидождь» для наружной поверхности и «антифог» для внутренней.

И еще радует, что при езде в горах, как ни странно, даже пассивная безопасность у эндуро выше чем у внедорожника, из-за большой опасности опрокидывания и срыва автомобиля по склону.

Удачи всем и безопасного вождения!

Размещение в других источниках, возможно только ссылаясь на автора и первоисточник http://www.enduro-tours.com.ua/